Психолог МБОУ СОШ № 2 Качаева Сабина Аликовна тел. (867-36) 3-58-08 |
|
|
|
|
|
Положение о социально-психологической службе СОШ №2 |
|
План работы педагога-психолога на 2018-2019 уч.год
Отчёт о месячнике психологического здоровья 2018 - 2019 уч.год
ПЛАН работы психолога на 2017-2018 уч.год
Советы родителям по медиабезопасности
10 признаков зависимости детей от компьютерных игр и интернета – вред компьютера для детей
Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога
Что включает в себя психолого-педагогическое сопровождение обучающихся:
- психологическую диагностику (индивидуальную и групповую);
- наблюдение во время уроков и во внеурочное время;
- проведение групповых коррекционно-развивающих занятий, при необходимости индивидуальные занятия с ребенком;
- консультирование учащихся;
- консультирование учителей и администрации гимназии;
- консультирование и просвещение родителей (индивидуально и в рамках родительских собраний).
Педагог – психолог:
- предоставляет информацию о результатах психолого-педагогического сопровождения ребенка при обращении родителей (законных представителей);
- не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;
- разрабатывает рекомендации для осуществления индивидуальной работы;
- предоставляет информацию о ребенке при оформлении на психолого – медико - педагогическую комиссию (ПМПк).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
- если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам;
- если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими лицами;
- если материалы работы будут затребованы правоохранительными органами.
О таких ситуациях родитель (законный представитель) будет информирован.
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Международные:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»;
Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;
Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской обл. №57 от 04.02.2011 г. Об утверждении «Положения о службе практической психологии в системе образования Ростовской области»
Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»; ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ.
РОДИТЕЛЯМ
Все мы родом из детства: все - и хорошее, и плохое - человек получает в семье. А это значит, что «ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание».
«Проблемные», «трудные», «невозможные», «непослушные», также как «дети с комплексами», «забитые» или «несчастные» - в большинстве случаев результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Исходя из этого, многие проблемы и трудности ребенка могут решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя отношение к ребенку в семье, можно разрешить его проблемы.
Основная цель нашей работы с семьей - гармонизация детско-родительских отношений через формирование активной позиции родителей, вооружение их психолого-педагогическими знаниями и умениями.
Взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами: высокий профессионализм, доброжелательность, уважение к родителям, обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности.
Родителям будущих первоклассников
Для того чтобы предотвратить трудности в обучении в первом классе, задолго до поступления в школу у ребёнка необходимо развивать определённые структуры интеллекта и формировать различные навыки, которые помогут ему успешно адаптироваться и усваивать программный материал в школе. В первом классе малышу необходимо обладать специальными навыками для успешной учебы и если они не развивались прежде, он оказывается не готов к школьной жизни. Вот несколько общих советов, которые помогут в такой ситуации:
1. Если у Вашего ребенка проблемы с запоминаем стишков и другого учебного материала, то существует простой прием, который поможет Вашему малышу. Предложите ему поиграть в интересную игру, в который Вы будете рассказывать короткие истории, а ребенок зарисовывать их. Начните с простых фраз "На улице идёт снег. Дети во дворе лепят снежную бабу." Делайте большие перерывы между предложениями, чтобы ребенок успел их зарисовать. Теперь о рисунках: они должны быть схематичными, без подробной прорисовки. Ребенок будет неизбежно увлекаться рисованием. Не расстраивайтесь. Постарайтесь подробно ему объяснить какие должны быть рисунки - краткими, схематичными, передающими суть рассказа.
Затем давайте рисунки ребенку и просите рассказать их по картинкам. Делать это можно спустя несколько часов после рисования и на следующий день. Если ребенок рассказывает не совсем точно, помогите ему, задавая наводящие вопросы. Не забывайте хвалить малыша, он ведь очень старается.
В одно занятие давайте не больше 3-4 историй. Заниматься желательно каждый день или через день.
Позже уже не понадобятся рисунки. Просто обсуждайте с ребенком, какие события происходили в прочитанной сказке, что делал с бабушкой на рынке или в другом месте, что произошло в очередной серии мультика. Это позволит ребенку образно представлять запоминаемый материал. Подсказывайте ему слова, пополняйте словарный запас и учите правильно строить предложение.
2. Если Ваш ребенок невнимателен, рассеян, не доводит начатое до конца, то его нужно научить планировать ход своих действий. Прежде чем ребенок начнет что-либо делать, узнайте у него, как он собирается это делать. Помогите ему составить подробный план предстоящей деятельности: собирается убирать игрушки - куда какие поставить? в каком порядке?; рисует - что собирается рисовать? Что будет на рисунке? каким цветом? в какой последовательности рисовать? и т.д. Родители должны следить, чтобы планированием ребенок не подменял действие, то есть, чтобы выполнял запланированные пункты плана. Все законченные дела малыша (подделки, рисунки, порядок в игрушках и т.д.) должны быть выставлены на обозрение другим членам семьи, чтобы они могли хвалить ребенка и поддерживать. Затем такое планирование и контроль за выполнением плана станут автоматизмом в поведении ребенка. Конечно, это произойдет не сразу и не во всех сферах деятельности, но если Вы наберетесь терпения и поможете малышу, то все непременно получится. Однако не стоит браться за все сферы деятельности сразу, так как каждый отдельный автоматизм нужно отрабатывать отдельно.
Сначала ребенку понадобится максимальная помощь взрослых, а в дальнейшем - уже намного меньше. Если ребенку не становится легче выполнять организационные требования, то родители его торопят или завышают требования.
Также можно использовать прием нахождения и исправления ошибок. Дайте ребенку, например, такое задание "Волшебник дал своему ученику задание: нарисуй такую же фигуру, как я! Но ученик постоянно отвлекался и был невнимателен. У него получалось то как надо, то неправильно. Найди где ученик ошибся и исправь." Таких заданий можно придумать множество. Главное приучить ребенка находить ошибки и исправлять их, пока, чужие, но позже он станет исправлять свои ошибки. Это основа организованности.
3. Проведите игры по развитию произвольности (управляемости) поведения.
а) Игра «Да и Нет» не говорить
Требуется подготовить несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка.
- Как тебя зовут? Сколько тебе лет? и т.д.
Изредка задавать вопросы, требующие утверждения либо отрицания.
- "Ты девочка?" и т.п.
Если ребенок выигрывает, то он сможет управлять своим вниманием в школе. Для разнообразия включайте запреты на другие слова: "черное", "белое" и др.
б) Игра «Донесение».
Пусть ребенок представит, что он разведчик и "пишет" зашифрованное донесение в штаб. Текст донесения диктует родитель - "связной". Ребенок должен предметы зашифровать символами - значками, которые напомнят ему о предмете. Так развивается функция осознания.
в) Режим и порядок.
Купите готовые или нарисуйте сами рисунки с изображением повседневных дел, выполнения которых вы добиваетесь от ребёнка. Прикрепите их на ватман, сделайте на этом же ватмане графы с днями (календарь) и повесьте на видное место. Объясните ребенку: если сделал дело, то напротив мама или он сам может прикрепить какой-либо знак, символ (звёздочка, сердечко, цветочек и т.д., их тоже нужно заготовить). Получил много значков - получи приз, сюрприз, что-то приятное, в зависимости от качества и объёма выполненной работы.
Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др. Суть этого приёма: последовательность действий благодаря внешним ориентирам из внешних превращается во внутреннее, в правило к самому себе.
В наглядной форме можно обозначить и сборы в школу, и подготовку уроков, проигрывать любую жизненную ситуацию. Так способность быть организованным в данный момент будет способствовать развитию произвольности (управляемости поведения).
Вещи, которые категорически НЕЛЬЗЯ допускать родителям в воспитании детей:
НЕЛЬЗЯ будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
НЕЛЬЗЯ кормить ребенка перед школой и после нее бутербродами, объясняя себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
НЕЛЬЗЯ требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
НЕЛЬЗЯ сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
Нельзя лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
НЕЛЬЗЯ кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
НЕЛЬЗЯ заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
НЕЛЬЗЯ не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
НЕЛЬЗЯ ждать маму и папу, чтобы начать выполнять уроки.
НЕЛЬЗЯ сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день.
НЕЛЬЗЯ смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
НЕЛЬЗЯ не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
НЕЛЬЗЯ разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
НЕЛЬЗЯ не прощать ошибки и неудачи ребенка.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА В СЕМЬЕ
Внимательно рассмотрите: "негативные установки", "позитивные установки" и подумайте, прежде чем что-то говорить своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Негативные установки
"Сильные люди не плачут".
"Думай только о себе, не жалей никого".
"Ты всегда, как твой (я) папа (мама)".
"Дурачок ты мой!"
"Уж лучше б тебя вообще не было на свете!"
"Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...".
"Не будешь слушаться - заболеешь!".
"Яблоко от яблоньки недалеко падает".
"Сколько сил мы тебе отдали, а ты..."
"Не твоего ума дело..."
"Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет".
"Не верь никому, обманут!.."
"Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!"
"Ты всегда это делаешь хуже других..."
"Ты всегда будешь грязнулей!"
"Ты плохой!"
Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.
Позитивные установки
"Поплачь - легче будет".
"Сколько отдашь - столько и получишь".
"Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!"
"В тебе все прекрасно..."
"Какое счастье, что ты у нас есть!".
"Ты всегда будешь здоров!"
"Мы любим, понимаем, надеемся на тебя".
"Твое мнение всем интересно".
"Кушай на здоровье!"
"Выбирай себе друзей сам..."
"Как ты относишься к людям, так и они к тебе".
" Каждый может ошибаться! Попробуй еще!"
"Какой ты чистенький всегда и аккуратный!"
"Чистота - залог здоровья".
"Все зависит от человека..." ,
"Я тебя люблю любого..."
"Люби себя и другие тебя полюбят".
"Все в этой жизни зависит от тебя"
Как часто вы говорите детям...
- Я сейчас занят(а)... - Посмотри, что ты натворил!
- Это надо делать не так... - Неправильно!
- Когда же ты научишься? - Сколько раз я тебе говорила!
- Нет! Я не могу! - Ты сведешь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал! - Вечно ты во все лезешь!
- Уйди от меня! - Встань в угол!
Все эти слова крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
Эти слова ласкают душу ребенка
- Ты самый любимый! - Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?! - Спасибо!
- Иди ко мне! - Садись с нами!..
- Я помогу тебе... - Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.